Имя Ленина не предлагать

Спортивно-концертный комплекс «Петербургский» первым в России решил заработать на собственном имени. Желающие дать его популярной питерской арене должны будут заплатить, как минимум, 150 миллионов рублей за пять лет. Тендер стартует 1 сентября.

Практика нейминга широко распространена на Западе. Трактовка этого пока диковинного для российских менеджеров термина проста: продажа имени арены. Впервые нечто подобное было обещано 11 лет назад. Ледовый дворец в Санкт-Петербурге к ЧМ-2000 строился по образу и подобию «Хартвалл Арены» в Хельсинки.

Немногие за пределами Финляндии знают, что «Хартвалл» - это известная в Стране Суоми компания, специализирующаяся на выпуске безалкогольных напитков.

Зато название арены, где побеждали российские хоккеисты и фигуристы, а Николай Валуев так и не побил Руслана Чагаева, на слуху у многих.

Вот и арену в Питере, построенную к ЧМ-2000, тогдашний градоначальник Владимир Яковлев обещал назвать именем известной российской компании. На этой нехитрой сделке хотели заработать $10 млн. Не заработали ни рубля. Дворец так и остался безымянным.

Между тем, в Западной Европе и Северной Америке многолетние контракты приносят спортивным сооружениям приличные доходы. Домашняя арена «Арсенала» в Лондоне с недавних пор называется Emirates. За это соответствующая авиакомпания в течение 17-и лет выплатит 100 млн. фунтов. Конкуренты из Etihad отвалили стадиону в Манчестере 400 млн. за десять лет.

Арабским авиаперевозчикам интересна, похоже, только английская премьер-лига, но страховая группа Allianz за право назвать построенный в Мюнхене к ЧМ-2006 стадион выложила $240 млн. Контракт рассчитан на 30 лет. Подобную практику продолжают и при строительстве арен к Евро-2012. В Гданьске компания PGE в течение пяти лет выплатит около $12,25 млн. за нейминг.

Рекордным обещает стать сумма, заплаченная Barclays Centre, открытие которого планируется в августе будущего года.

В этот зал собирается, как известно, переехать купленный Михаилом Прохоровым клуб «Нью-Джерси». За то, что имя Barclays арена будет носить на протяжении 20 лет, заплатят $400 млн.

Администрация Санкт-Петербурга ничего не платит СКК «Петербургский». Спортивный комплекс, построенный к Олимпиаде-80 по проекту конца 60-х годов, зарабатывает в год около 150 миллионов рублей на проведении спортивных мероприятий, концертов и выставок, и столько же платит на поддержание себя в должном состоянии. За последние годы комплекс, имеющий статус федерального государственного унитарного предприятия, получал неплохие доходы за счет ярмарки, где торговали китайским и турецким ширпотребом.

Вслед за Лужниками СКК решил вернуть себе спортивный статус, а заодно открыть для публики занятые ранее всевозможными торговыми точками входы и проходы. Идея, заслуживающая уважения, но для приведения арены в современный вид нужны средства.

Ведь с переходом на систему «осень-весна» в СКК может вернуться большой футбол.

Собственно, для этого и строили арену, вмещающую 25 тысяч зрителей. Именно здесь в 1984 году «Зенит» оформил свое первое чемпионство. Да и сейчас в январе в СКК играют в футбол, проводя Мемориал Гранаткина и Кубок Содружества.

В России позитивный зарубежный опыт используется далеко не всегда. Даже новые арены редко зарабатывают на своем имени. Навскидку можно припомнить лишь «Татнефть» в Казани и «Платиниум» в Хабаровске. О том, чтобы дать новое имя старым дворцам спорта и спортивным комплексам, речь вообще заходит впервые. Инициативу проявил новый директор СКК Николай Скляренко.

После завершения строительства в эпоху развитого социализма СКК получил, естественно, имя В.И. Ленина. В переходный период был переименован в «Петербургский». Сейчас организаторы тендера рассчитывают привлечь внимание компаний с мировым именем. Как российских, так и зарубежных.

Первый этап конкурса завершится 15 ноября. Вскрыв конверты с заявками, комиссия из восьми человек, куда входят представители СКК, Минспорта, администрации Санкт-Петербурга и одной из юридических фирм отсеют тех, кто не соответствует требованию тендера. Не имеют права участвовать в нем, к примеру, компании, производящие алкоголь и табачные изделия. Если достойных окажется несколько, второй этап будет проведен по принципу аукциона.

Корреспондент «Газеты.Ru» поинтересовался у организаторов конкурса, будет ли рассмотрен вариант с возвращением СКК имени вождя мирового пролетариата, если сторонники его идей скинутся и предложат больше, чем «Газпром», «Тойота» или МММ. «Рассмотрим эту заявку обязательно, - заверил заместитель министра спорта Павел Новиков. – В полном соответствии с правилами конкурса. Только вряд ли она будет иметь шансы на успех».

Рискну предположить, что и «Спартак Ареной» потенциальное место проведения матчей «Зенита» не назовут. Остается надеяться, что проявят заинтересованность отечественные добывающие компании, английские банки или арабские авиаперевозчики.

ТЕКСТ: Борис Ходоровский (Санкт-Петербург)